О Совете > Отчетный доклад > Отчетный доклад 2014
Григорий Андреевич Шамин,
Председатель Совета муниципальных образований Томской области
Отчетный доклад
Уважаемые Сергей Анатольевич, Оксана Витальевна!
Уважаемые коллеги и гости Съезда!
Сегодня мы собрались на юбилейный 10-й Съезд Совета муниципальных образований Томской области. Собрались в сложных условиях бюджетных ограничений. Когда каждый из нас вынужден принимать непростые решения.
Но именно в таких случаях важно иметь представление обо всей картине в целом, чтобы действовать эффективно и уменьшить вероятность ошибок.
Я уверен, что сегодня мы сможем обменяться мнениями, поделиться своим видением, своими планами, как говорится: «сверить часы».
Но, прежде чем говорить о планах, я остановлюсь на том, что нам удалось в прошедшем году.
В первую очередь мы отработали механизмы поиска согласованной позиции муниципальных образований всех уровней. И это главное. Сегодня мы имеем четкий, выверенный регламент действий по разным вопросам муниципального управления.
Кроме того, Советом муниципальных образований проведена экспертиза 96-ти федеральных и региональных законопроектов, проведено более 30 мониторингов в разных сферах муниципальной жизни, около 40 семинаров, в которых приняло участие более тысячи специалистов муниципальных образований. Областным парламентом поддержаны законодательные инициативы Совета. Более полумиллиона рублей сэкономили местные бюджеты за счет специальной договорной системы скидок, которую членам Совета предоставила специализированная организация в сфере муниципальных закупок.
Информация об итогах работы Совета представлена в годовом отчете, который находится у вас на руках.
В отчетном докладе я остановлюсь только на некоторых из них.
***
В прошлом году мы уже пятый раз избирали своих представителей в состав Общественной палаты Томской области. Следующие три года от Совета муниципальных образований в составе Общественной палаты будут работать представители Асиновского, Верхнекетского, Зырянского, Каргасокского, Кожевниковского, Кривошеинского, Парабельского, Тегульдетского, Томского, Шегарского и Чаинского муниципальных райщнов, а также городских округов - Стрежевой, Северск и Томск.
Участие Совета муниципальных образований в формировании Общественной палаты Томской области я считаю очень важным. Это тот инструмент, с помощью которого мы обеспечиваем возможность участия представителей муниципальных образований в деятельности по осуществлению общественного контроля, который в прошлом году получил законодательное закрепление.
***
Безусловно, самой масштабной в прошедшем году стала работа Совета по исполнению федерального законодательства, изменившего некоторые основы организации местного самоуправления в России. Начался новый этап муниципальной реформы.
Напомню - первый закон о местном самоуправлении был принят в 1995 году. Этим законом субъектам Российской Федерации была предоставлена полная свобода в организации местного самоуправления на своих территориях.
Через 8 лет был принят 131-й федеральный закон. Российский законодатель установил новую систему организации местного самоуправления, в которой регионам была отведена весьма скромная роль.
В прошлом году, после 10 лет применения этого закона маятник качнулся в обратную сторону. Большой блок полномочий по регулированию местного самоуправления вновь был передан органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Мы уходим от идеологии единых правил на всей территории страны. Субъекты получили право на организацию местного самоуправления с учетом специфики региона.
В этих условиях степень взаимодействия институтов местного самоуправления и региональных органов государственной власти становится еще более значимой.
Конечно, самостоятельность муниципалитетов сохранилась. Но мы и органы государственной власти субъекта стали более зависимы друг от друга. От позиции региональной власти в еще большей степени теперь зависит эффективность решения вопросов местного значения, а от качественной работы местной власти – оценка региона в целом.
В прошлом году в Томской области, как и других субъектах России, обсуждали четыре вопроса реформы:
- создавать или нет в крупных городах более мелкие муниципальные образования первого уровня – внутригородские районы со своими выборными органами власти и со своим бюджетом;
- как формировать в будущем органы местного самоуправления;
- какие вопросы оставить за сельскими поселениями, а какие должны исполняться муниципальными районами.
И четвертое направление – как законом субъекта перераспределить полномочия по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и региональными органами государственной власти.
О принятых решениях вы знаете. В их подготовке принимали участие большинство глав территорий. В мониторинге, который проводился Советом муниципальных образований, было задействовано 120 муниципалитетов.
В итоге, в городе Томске решено внутригородские районы не создавать, депутатов районных Дум и глав муниципальных образований избирать всенародно. При этом глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. Исключением является Северск. Это связано со спецификой законодательства о ЗАТО, которое предписывает назначение главы администрации представительным органом по результатам конкурса.
Что же касается решения вопросов местного значения сельскими поселениями, то 10 вопросов из прежнего перечня передано на уровень муниципальных районов.
Анализируя принятые решения с учетом сегодняшней ситуации, можно утверждать, что они оптимальны. Мы не допустили кардинального изменения структур управления и перекраивания штатов, что всегда приводит к снижению эффективности управления в краткосрочной перспективе, а сейчас мы не можем себе позволить даже этого.
Как показала практика передачи полномочий по распоряжению не разграниченными землями, мы оказались не готовы к таким процессам. И уроки из этой ситуации нам еще предстоит извлечь.
Необходимо более тщательно проанализировать порядок решения вопросов на сельских территориях, особенно тех вопросов, которые требуют серьезных финансовых затрат. Возможно, потребуется скорректировать порядок их решения.
И еще один важный результат мониторинга - никто из глав сельских поселений не сказал: «заберите у меня все». Определяя какие вопросы должны решаться на уровне сельского поселения, а какие - на уровне района, главы и поселений и районов исходили из того, - что будет эффективнее, как будет удобнее и лучше для людей.
Я благодарен Вам, коллеги, за эту ответственную позицию.
***
Еще один пример продвижения согласованной позиции муниципального сообщества Томской области – использование Советом права законодательной инициативы в Думе Томской области.
В прошлом году в региональном законодательстве были реализованы три инициативы Совета муниципальных образований. По предложениям Думы Томского района и Думы города Томска внесены изменения в областной закон «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области».
По предложениям администраций Тегульдетского и Кривошеинского районов внесены корректировки в Кодекс Томской области об административных правонарушениях.
От имени муниципалитетов области, которые активно участвовали в обсуждении этих инициатив, я хочу поблагодарить Вас, Сергей Анатольевич и Вас, Оксана Витальевна, а также депутатов Законодательной Думы Томской области за поддержку наших предложений.
***
Однако этот опыт является поводом для анализа и корректировки практики самостоятельного внесения в областную Думу законодательных инициатив муниципальными образованиями.
Вместе с аппаратом Законодательной Думы мы проанализировали статистику рассмотрения законодательных инициатив представительных органов муниципальных образований, которые были внесены на рассмотрение Законодательной Думы за период работы действующего состава депутатов.
За это время своим правом воспользовались только 9 представительных органов. При этом лишь немногим более четверти предложений были учтены в законодательстве Томской области.
Такая ситуация вполне объяснима. Направляя предложения в областную Думу, муниципальные депутаты исходят из своей практики, из своего видения решения того или иного вопроса. И не всегда эти предложения учитывают интересы других муниципалитетов.
Но органы местного самоуправления могут более активно влиять на формирование регионального законодательства. Все механизмы для этого сегодня есть. Этот вопрос был рассмотрен на Президиуме Совета и от его имени я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, активнее использовать площадку Совета для предварительного обсуждения Ваших инициатив всем муниципальным сообществом области.
Мы начали эту работу. Уже сегодня мы изучаем предложения по усилению ответственности должников по коммунальным платежам от Кривошеинского района, по изменению законодательства об административных правонарушениях от Кривошеинского поселения и Асиновского района, по совершенствованию правового регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения от города Томска.
***
Уважаемые коллеги!
С 1 марта вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации. По оценкам экспертов эти изменения ведут к крупнейшей за последнее десятилетие земельной реформе. В прошлом году Совет муниципальных образований совместно с Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области провел цикл семинаров по разъяснению изменений земельного законодательства.
Но из всего объема изменений в последнее время мы были заняты решением одного – передачей полномочий от районов - поселениям по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена,
На совещаниях в Администрации Томской области, мы договорились, что специалисты районных администраций будут оказывать поселениям методическую помощь. Однако в Совет обращаются специалисты поселенческих администраций из некоторых районов, которые такой поддержки не получили.
В соответствии с законом Совет муниципальных образований не может вмешиваться в деятельность конкретных муниципалитетов. Но, если Вы, коллеги, примете решение - мы готовы поработать вместе.
Со следующей недели в Совете муниципальных образований мы начинаем работу по оказанию помощи поселениям в разработке необходимых нормативных актов в сфере распоряжения землей. Я прошу подключиться к этой работе специалистов районных и городских администраций. Нам необходимо в ближайшее время снять все вопросы в этой сфере.
***
Другая тема, которая стоит в повестке Съезда Совета муниципальных образований уже в течение нескольких лет – это вопросы организации надзора и контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
В 2013 году по итогам межведомственного совещании органов прокуратуры, местного самоуправления с участием Совета муниципальных образований в Томской области уже начался процесс упорядочивания проверок. С 1 января прошлого года вступили в силу изменения в 131-й федеральный закон, которые закрепили порядок проведения проверок по решению вопросов местного значения.
Например, было установлено, что плановая проверка одного и того же органа или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Закон также установил, что органы государственного контроля не вправе требовать от органов и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, а также не вправе требовать финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Эта работа уже приносит свои плоды. По информации Прокуратуры Томской области итогом принятых мер явилось сокращение в прошлом году запросов в органы местного самоуправления более чем на 500 запросов. В 12-ти из 18-ти случаев Прокуратурой Томской области отказано в согласовании внеплановых проверок. При формировании ежегодного плана проведения проверок на 2015 год 27 проверок, предложенных органами контроля, признаны необоснованными.
В то же время, в истекшем году в суды направлено более 600 исков. Конечно, не все они носят имущественный характер, но, тем не менее, я процитирую слова Президента России на Всероссийском Съезде муниципальных образований:
«…Нужно решать вопрос системно, балансировать доходы и полномочия, а не проводить бесчисленные проверки «для галки», назначать дисциплинарные взыскания, раздавать предписания, заранее зная, что выполнить их просто нереально…»
К сожалению, сегодня многие муниципалитеты уже имеют на руках судебные решения или предписания контрольных органов, для исполнения которых необходимы значительные финансовые ресурсы, которых просто нет: по строительству тротуаров, ремонту дорог, приобретению жилья, установке ограждений и светофоров.
Хочу, еще раз, обратиться к государственным органам контроля и надзора - еще более взвешенно относиться к принятию решений, которые требуют корректировки бюджетов. Особенно в этот непростой период. Сегодня у муниципалитетов практически отсутствует возможность маневра в этой сфере. Прошу отнестись к этому предложению с пониманием и не считать его вмешательством в деятельность контрольных органов.
***
За истекший год за нарушение законодательства в бюджетной сфере возбуждено 15 уголовных дел, в том числе - 5 в отношении должностных лиц органов местного самоуправления. Кроме того 282 должностных лица (из них 146 - муниципальные служащие) привлечены к административной или дисциплинарной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Это много.
Уменьшить число таких нарушений вполне возможно, если мы объединим усилия всех органов, которые заняты в сфере бюджетных правоотношений. В этом плане Совет муниципальных образований может стать площадкой для обмена практикой и методиками работы.
Мы должны отработать модели эффективного сочетания внешнего и внутреннего контроля в сфере бюджетных отношений. При этом необходимо обеспечить качественное проведение контрольных мероприятий, с одной стороны, а с другой стороны - не допустить роста издержек на организацию контроля. Контроль не должен являться самоцелью, это лишь инструмент для повышения эффективности муниципального управления.
Я говорю сейчас не столько о роли контрольно-счетных органов, сколько о необходимости и важности внутреннего контроля, самоконтроля при исполнении бюджета, при принятии бюджетных решений. Потому что внутренний контроль – это система управления бюджетными рисками. Это некая собственная система безопасности, система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.
Контрольно-счетные органы исследуют законность уже проведенных финансово-хозяйственных операций и качество их выполнения. Но для предотвращения нарушений, на базе материалов проверок, проведенных контрольно-счетными органами, необходимо прорабатывать регламенты проведения внутреннего финансового контроля, особенно для поселений.
***
Уважаемые коллеги!
Главная составляющая любого успеха, особенно в управлении – это кадры, их профессионализм и опыт. Мы все это понимаем.
Повышение профессионализма муниципальных служащих и для Совета муниципальных образований является одним из приоритетных направлений.
Задача Совета – создать возможность органам местного самоуправления повышать квалификацию во всех сферах деятельности. И решение этой задачи становится еще более актуальным в этом году, в году проведения масштабных муниципальных выборов.
Совет муниципальных образований не является политическим органом и не участвует в выборах, в агитации, в определении и продвижении кандидатов. Мы являемся по закону не политизированной площадкой для обсуждения проблем местного самоуправления и поиска вариантов их решения.
Но в результате выборов во власть приходят новые люди, с разным уровнем подготовки, с разным опытом управления. И мы помогаем им быстрее «встроиться» в систему местного самоуправления с профессиональной точки зрения.
На площадке Совета практически еженедельно проходят мероприятия, связанные с изучением нового в законодательстве. В течение последних двух лет мы организуем курсовые занятия. Были прочитаны курсы по трудовому законодательству, административному производству и позиционированию муниципальных образований. В прошлом году мы внедрили новую форму повышения квалификации: дни консультаций, где разбирали конкретные спорные ситуации из практики. Хочу выразить благодарность за эту работу Управлению Минюста России по Томской области, Томскому Управлению федеральной антимонопольной службы, Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области.
Однако, ограничение бюджетных расходов в этом году, несомненно, скажется на возможности муниципальных служащих очно участвовать в обучающих мероприятиях. В связи с этим мы сделаем больший упор на дистанционные формы. В этом конечно есть свои издержки. Ведь порой полчаса общения с профессионалом своего дела стоят часов чтения сухого текста.
Но учиться нам сегодня жизненно необходимо.
***
Одного из великих менеджеров спросили: "Вы не боитесь вкладывать деньги в обучение работников? Что будет, если Вы их обучите и они уйдут?" На что он ответил: "Я гораздо больше боюсь того, что я их не обучу - и они останутся!"
Поэтому если есть малейшая возможность выделить средства на обучение специалистов, необходимо делать это.
Но, при этом, мы должны выработать механизмы мотивация муниципальных служащих к самостоятельному повышению квалификации. В этом плане предлагаю обратить внимание на аттестацию муниципальных служащих и повысить значимость этой процедуры.
***
Кроме проведения обучающих мероприятий, Совет муниципальных образований ежегодно выпускает в помощь муниципальным служащим методические материалы. В прошлом году такие методики мы подготовили совместно с Прокуратурой и Департаментом по культуре и туризму.
В связи с этим есть просьба к департаментам Администрации Томской области – обратить внимание на проведение методической работы с органами местного самоуправления. Законодательство меняется быстро. Единые рекомендации позволят сократить время и ресурсы на исполнение необходимых законодательных требований.
***
Уважаемые коллеги!
Предстоящий год обещает быть сложным с точки зрения бюджетных ограничений. Но это и замечательный повод критично посмотреть на организацию взаимодействия между разными элементами в общей системе под названием «государственное и муниципальное управление», на собственные привычные подходы к решению тех или иных вопросов.
Совет муниципальных образований, в связи с этим может стать той дискуссионной площадкой, на которой будут обсуждаться важные на сегодня вопросы развития территорий, организации местного самоуправления.
***
И в завершение я хочу поблагодарить всех, кто активно участвовал в мероприятиях Совета, высказывал свою позицию, гостеприимно принимал своих коллег в рабочих поездках.
Хочу сказать большое спасибо всем главам муниципальных образований, депутатам, специалистам администраций.
Особая благодарность Губернатору, Администрации Томской области и федеральным органам государственной, которые всегда с пониманием откликались на наши запросы и просьбы.
Ведь мы все работаем на одно большое дело – благополучие и развитие Томской области.
Спасибо за внимание!
НОВОСТИ: 16 августа состоялся визит делегации Совета муниципальных образований Томской области в Асиновский район