О Совете > Отчетный доклад > Отчетный доклад 2013
Григорий Андреевич Шамин,
Председатель Совета муниципальных образований Томской области
Отчетный доклад
Уважаемые Сергей Анатольевич и Оксана Витальевна! Коллеги и гости Съезда!
Прошедший год стал юбилейным для всей системы муниципального управления в России. Мы отметили 20 лет со дня принятия новой Конституции, которая закрепила местное самоуправление как самостоятельную форму народовластия со своим набором задач и полномочий.
Другая юбилейная дата 2013 года – десятилетие с момента принятия базового для местного самоуправления правового акта – 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И сегодня мы подводим некоторые итоги этого непростого для местного самоуправления пути – пути его становления.
Вместе с муниципалитетами региона развивался и Совет муниципальных образований Томской области. Когда он создавался не стоял вопрос о том, нужен или не нужен Совет. Он предопределен законодательством и рассуждать по этому поводу бессмысленно. Но за эти годы Совет муниципальных образований Томской области состоялся, сформировались свои традиции, свои механизмы взаимодействия с муниципальными образованиями, свои подходы к решению тех или иных задач.
Федеральный законодатель возложил на советы муниципальных образований субъектов функции по организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований. И томским Советом механизмы реализации этих задач отработаны. Совет стал экспертной организацией в сфере местного самоуправления. У нас отлажен механизм оперативного взаимодействия и обмена мнениями от самого малого сельского поселения до городского округа. Мы научились быстро получать «срезы правоприменения» и оценку органами местного самоуправления практики реализации законов на местах.
Почему порой законы не работают? Потому что в жизни что-то по-другому. Когда идет экспертиза на уровне Совета, получается, что законопроект проходит как бы народную экспертизу. И здесь механизм экспертизы проектов законов Советом, а значит и всеми муниципальными образованиями, делает областные законы более жизненными и реализуемыми.
В годовом отчете, который находится у вас на руках, вы можете увидеть направления нашей экспертной работы прошлого года. Это, например, деятельность административных комиссий, оптимизация системы добровольных пожарных формирований, проектная работа в сфере развития культуры и туризма, соблюдение антимонопольного законодательства, контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
В 2013 году Законодательная Дума Томской области предоставила право Совету муниципальных образований быть автором законодательных инициатив. Это, безусловно, новые возможности для муниципального сообщества Томской области продвигать свои интересы, влиять на формирование регионального правового поля.
Однако, все еще остается актуальным «управление в ручном режиме». Быстро меняется законодательство, меняется ситуация в стране и в области. И в связи с этим на первый план выходит организация межведомственного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
Недавний пример – изменение порядка регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. Местные администрации утратили информацию о зарегистрированных гражданах, а полномочия по предоставлению такой информации для оказания государственных и муниципальных услуг у муниципалитетов остались. На площадке Совета муниципальных образований Томской области мы провели расширенное межведомственное совещание, где договорились о регламентах информационного взаимодействия между Федеральной миграционной службой и органами местного самоуправления. Но остается еще нерешенным вопрос по организации самого процесса регистрации граждан в труднодоступных местностях. И над этим нам еще предстоит совместно поработать.
Другой пример – изменение порядка осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Во взаимодействии с прокуратурой Томской области мы оперативно отреагировали на факты необоснованного государственного контроля за осуществлением дорожной деятельности в отношении двух сельских поселений.
И такую практику организации межведомственного взаимодействия для решения задач, которые стоят перед местным самоуправлением, мы будем продолжать.
Хочу отметить, что Совет муниципальных образований Томской области не ограничивается исполнением только тех функций, которые предусмотрены законодательством. Образовательные мероприятия, обмен опытом, организация информационного потока, поиск и распространение передовых практик муниципального управления, организация рабочих визитов специалистов органов местного самоуправления в другие муниципалитеты, организация конкурсов между органами местного самоуправления, – это те направления, которые не вписываются в рамки закона. Но именно они позволяют адаптировать закон в повседневную практику муниципального управления.
Всю статистику прошлого года по проведенным Советом мероприятиям вы найдете в годовом отчете о деятельности Совета муниципальных образований, поэтому я не буду на этом подробно останавливаться.
Но не вся жизнь муниципальных образований строится только на правилах и нормах, установленных в субъекте Федерации. Очень многое зависит от того, что записано в федеральном законодательстве. Поэтому Совет муниципальных образований Томской области принял активное участие в подготовке предложений в Резолюцию Всероссийского Съезда муниципальных образований, который состоялся в ноябре прошлого года.
По итогам работы Всероссийского Съезда Президентом инициирована общественная дискуссия о путях дальнейшего развития местного самоуправления в России. Мы с вами сегодня, по сути, принимаем в ней участие, так как все предложения, которые поступят в ходе работы нашего Съезда, будут включены в Резолюцию и направлены в Общероссийский Конгресс муниципальных образований.
На встрече с делегатами Всероссийского Съезда Президент России отметил, что сегодня основной задачей является поиск баланса между объёмами полномочий и объёмами ресурсов муниципалитетов. Особенно внимательно необходимо посмотреть на возможности сельских поселений, у которых ресурсы минимальные, а обязательств много.
На мой взгляд, решение задач, поставленных Президентом по соотнесению объема полномочий муниципалитетов их финансовым возможностям, становится затруднительным, пока мы не определим, а сколько стоит конкретное полномочие.
В законодательстве Российской Федерации сегодня используются понятия «норматив финансирования» и «бюджетная обеспеченность». Но никто не считал норматив стоимости полномочия. Особенно я говорю о тех полномочиях, которые делегируются с вышестоящего уровня на уровень муниципалитета. Никто не знает, сколько оптимально нужно денег для решения того или иного вопроса. Пока мы подгоняем свои потребности под имеющийся объем средств. Может быть и не всегда эффективно.
Для реализации задач, поставленных Президентом, нам необходимо соотнести норматив финансирования и норматив стоимости полномочия. Тем более, что за время реформы местного самоуправления уже накоплена практическая база исполнения полномочий и объемов их финансирования. И мы можем определить критерии эффективности исполнения каждого полномочия для каждого типа муниципальных образований.
От разработки стандартов предоставления муниципальных услуг мы должны сделать следующий шаг – начать работу по разработке нормативов стоимости исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
Уважаемые коллеги!
Этот год мы начали в условиях жестких бюджетов. Поэтому мы с вами вынуждены искать пути для повышения бюджетных доходов. Я хочу обратить внимание только на один источник – недвижимое имущество. Резервы у нас здесь значительные. Большой объем имущества, которое используется гражданами, не зарегистрировано, не поставлено на кадастровый учет, сведения о нем отсутствуют в реестре федеральной налоговой службы. Местные бюджеты не получают доходы. А вы знаете, что источников доходов у нас всего три. Часть НДФЛ, налог на землю и налог на имущество.
Считаю, что назрела необходимость разработки комплекса мер, побуждающих граждан регистрировать принадлежащую им недвижимость.
В федеральном законодательстве предлагаем установить срок обязательной регистрации гражданами их собственности, в том числе незавершенного строительства и ответственность за его соблюдение. Предлагаем также изменить порядок налогообложения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, если в течение пяти лет объект недвижимости, возведенный на этом участке, не зарегистрирован.
На областном уровне предлагаю рассмотреть возможность принятия государственной программы по содействию в оформлении физическими лицами права собственности на объекты недвижимого имущества: на объекты индивидуальной жилищной застройки, земли под многоквартирными домами, гаражей и земельных участков под ними.
На территории Рыбаловского поселения Томского района мы начали реализацию проекта Совета по выявлению таких «неучтенных» в государственных реестрах земельных участков. Так что опыт администрирования такой работы у нас уже есть.
Порой люди готовы платить налог, но не готовы пройти этап подготовительный: межевания земли, регистрации имущества. И нам теперь необходимо найти деньги и механизмы, побуждающие граждан эту работу завершить.
Должны быть и механизмы, побуждающие муниципалитеты наращивать собственные доходы. Назрела необходимость пересмотра некоторых принципов межбюджетных отношений. Мы понимаем, что межбюджетные отношения – это тонкий процесс и очень легко его разбалансировать. Но установление законодательных стимулов повышения собственной доходной базы может стать тем пусковым механизмом, который обеспечит развитие территорий муниципалитетов и региона в целом.
Предлагаю на уровне Томской области с участием представителей Совета муниципальных образований и органов государственной власти отработать такие стимулирующие механизмы.
Например, нормативно закрепить определенную долю отчислений в местные бюджеты по федеральным и региональным налогам на долгосрочной основе. Это, кстати, как одно из направлений совершенствования бюджетной политики, называл Президент России в выступлении перед делегатами Всероссийского Съезда.
Кроме того, муниципалитеты должны иметь возможность использовать на долгосрочной основе дополнительно полученные доходы и экономию бюджетных средств.
И если продолжать тему формирования консолидированного бюджета региона, то мне представляется, что Совет муниципальных образований Томской области мог бы стать той площадкой, на которой конструктивно могут проходить общественные слушания по проекту областного бюджета.
Местные бюджеты проходят процедуру публичных слушаний с участием населения. И это правильно, потому что бюджет сильно влияет на жизнь конкретных людей. Для области этими «людьми» являются муниципалитеты. И на слушаниях проекта областного бюджета в Совете муниципальных образований мы смогли бы высказать мнение народа в лице выборных органов местного самоуправления.
В прошлом году мы опробовали такую форму, если можно так сказать, «нулевого чтения» проекта областного бюджета на заседании Президиума Совета. Это дало неплохой результат. Мы считаем эффективным развивать практику «нулевого чтения» областного бюджета в Совете муниципальных образований.
При обсуждении проекта областного бюджета и при формировании местных бюджетов этого года возник довольно острый вопрос, о котором еще будут говорить мои коллеги – формирование муниципальных дорожных фондов. Средств в дорожных фондах недостаточно, это всем очевидно. Этот вопрос обсуждался уже неоднократно. Но мы предлагаем его еще раз обсудить сегодня на Съезде, выслушать предложения с территорий. Ведь качественное дорожное покрытие в населенных пунктах – это, в первую очередь, безопасность людей.
Предложение, которое я бы хотел озвучить касается изменения федерального законодательства. Предложение такое. Ввести транспортный налог в отношении физических лиц в качестве местного налога, с зачислением поступлений данного налога в муниципальные дорожные фонды в составе местных бюджетов. Это будет справедливо. Тогда любой человек уже не сможет сказать, что мы оплачиваем чужие дороги. Люди будут понимать, что они платят транспортный налог для того, чтобы лучше стали дороги в том месте, где они живут и по которым они постоянно ездят. Думаю, это повысит эффективность и собираемость этого налога.
И последний вопрос, который я бы хотел вынести на обсуждение Съезда и предложить в течение этого года над ним поработать. В прошлом году завершилась длительная и кропотливая работа по обеспечению гарантий деятельности муниципальных служащих. Принят пакет законов об оплате труда и пенсионном обеспечении муниципальных служащих, введены классные чины на муниципальной службе.
Теперь необходимо вернуться к обсуждению и законодательному закреплению гарантий деятельности лиц, замещающих муниципальные должности. Это, в первую очередь главы муниципальных образований. Это те должностные лица, которые имеют максимальный объем ограничений и запретов, установленный федеральным законом. На них возложен максимальный объем ответственности за все, что происходит на территории.
С принятием закона о пенсионном обеспечении муниципальных служащих, главы стали находиться в неравном, худшем положении по отношению к своим подчиненным.
И еще одна категория лиц, замещающих муниципальные должности – руководители, их заместители и аудиторы контрольно-счетных органов. Для них предлагаем предусмотреть особый переходный порядок исчисления стажа для получения пенсии за выслугу лет. Сегодня они становятся заложниками законодательных изменений. Первоначально эти должности являлись должностями муниципальной службы. Однако, в течение срока их полномочий, в связи с изменением регионального законодательства, произошло изменение статуса замещаемых ими должностей. Теперь эти должности относятся к муниципальным должностям с другими правилами исчисления пенсионного стажа.
Совет муниципальных образований готов подключиться к этой работе.
Прошедший год показал, что Совет муниципальных образований Томской области становится важным и эффективным элементом системы государственного управления. Не дублируя ничьих полномочий, мы принимаем на себя некоторые функции по организации процессов решения как вопросов местного значения, так и государственных задач.
Мы все вместе одинаково видим проблемы. Мы все вместе ищем пути их решения. И пусть мы сегодня не получим ответов на все вопросы, которые волнуют муниципалов – на решение многих из них нужно время. Но мы должны быть готовы поставить, в первую очередь перед собой, масштабные задачи. Я убежден, что только тогда мы сможем добиться значимых результатов по развитию муниципальных образований Томской области.
Ведь мы все работаем на одно большое дело – благополучие и развитие Томской области!