ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД 2011
Главная » О совете » Отчеты » Отчетный доклад » Отчетный доклад 2011
Отчетный доклад Совета муниципальных образований
Томской области на VI Съезде, 2011г.
ОТ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ К КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
Уважаемый Виктор Мельхиорович!
Уважаемые члены Совета муниципальных образований Томской области!
Уважаемые гости и приглашенные!
Пять лет назад, 31 марта, здесь, в этом зале, мы принимали решение о создании нашего объединения. Подписывая учредительный договор, мы, прежде всего, руководствовались федеральным законом. Мало кто искренне верил, что из этой идеи получится что-то серьезное. Мы были настроены скептически. И сегодня есть скептики. Но это, прежде всего те, кто не проявляет активности и не прилагает усилий, чтобы использовать возможности нашего объединения для собственного профессионального развития и решения вопросов своей территории. Возможности - ресурсного, интеллектуального, кадрового и просто личностного потенциала всех муниципальных образований.
А такой потенциал у Совета муниципальных образований есть. Мы 5 лет искали, и даже завоевывали, свою нишу в системе местного самоуправления на областном и российском уровнях. Правда, на Российском - было легче. В области с первых дней нас поддерживали, но и жестко учили не расслабляться.
Наша ассоциация стремится выстраивать конструктивные отношения с органами государственной власти. Формат совместной работы постоянно расширяется и дает свои результаты. С управлением юстиции практикуем «прямые линии». С главным управление МЧС - выездные заседания комиссий. С жилищной инспекцией - семинары и так далее.
Практически, все управления и департаменты областной администрации инициируют рассмотрение на форумах Совета вопросы муниципальной практики и реализации государственной политики. Через Совет начали общаться с муниципалитетами бизнес-структуры, внедряя новые технологии и разработки.
Конечно, большая роль в выстраивании системы отношений принадлежит конструктивной позиции Губернатора и Законодательной Думы Томской области. За что им особое спасибо!
Пятилетний этап взросления закончился.
Совет наработал опыт, связи и определенный авторитет.
Сегодня Совет - это:
- незаменимая площадка для обсуждения проблемных узлов муниципальной практики;
- центр оперативного мониторинга мнений и актуальных тем;
- центр современных технологий муниципального управления;
- центр оказания скорой правовой помощи.
190 представителей Ассоциации отстаивают интересы муниципальных образований на всех уровнях государственной власти:
- в совете по вопросам местного самоуправления при Президенте Российской Федерации;
- в общероссийском совете по вопросам муниципальной службы при Правительстве Российской Федерации;
- в палатах Общероссийского Конгресса муниципальных образований;
- в Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Сибирского федерального округа.
- в комиссиях, рабочих группах, координационных советах органов государственной власти Томской области.
Сегодня законодательные инициативы даже сельских поселений, если они поддержаны Ассоциацией, реализуются в законах Томской области. Сегодня ни один проект закона, касающийся вопросов местного самоуправления, не рассматривается Законодательной Думой Томской области без учета консолидированного мнения муниципальных образований.
Активность участия муниципалитетов в работе Совета, в том числе, в законотворческой работе, выросла в разы. К примеру, в 2010 году из муниципальных образований поступило 824 экспертных заключений на проекты законов Томской области, тогда как в 2009 только - 446.
Я хочу обратиться к тем членам Совета, которые еще чего-то от кого-то ждут и не стремятся сами проявить активность, не выполняют взятые перед коллегами обязательства и принятые совместно решения - таких менее 2 процентов, но они есть:
- ассоциация выражает консолидированную позицию всех томских муниципалитетов. Это значит, что ваши интересы и интересы вашего населения продвигают и представляют в правовом поле другие муниципальные образования, другие главы - более активные и более ответственные.
Я хочу назвать самых активных:
- городские округа: Стрежевой, ЗАТО Северск, Томск, Кедровый;
- районы: Асиновский, Колпашевский, Каргасокский, Шегарский, Верхнекетский, Зырянский, Парабельский, Первомайский, Бакчарский;
- поселения: Новоселовское, Колпашевское, Тегульдетское, Александровское, Черноярское, Зоркальцевское, Новокусковское и другие.
Уважаемые коллеги!
Совет постоянно расширяет свое участие в защите прав и интересов органов местного самоуправления во взаимоотношениях с прокуратурой и другими контрольно-надзорными органами.
Этот вопрос, по-прежнему, остается самым болезненным для муниципалов. Огромный поток запросов и предписаний буквально захлестнул муниципальные образования. И ответить, как правило, «нужно вчера». В противовес «веерным» запросам и представлениям, Совет вынужден направлять «веерные» рекомендации и модельные проекты ответов на запросы и представления.
Очень затратной и громоздкой стала процедура экспертизы муниципальных правовых актов в органах прокуратуры. Как-то постепенно забылось, что первоначально Генеральной прокуратурой предписывалось оказывать правовую помощь органам местного самоуправления при формировании их нормативной правовой базы. Органы местного самоуправления были вправе обратиться за помощью, а органы прокуратуры были обязаны ее оказать. И никто не может найти тот циркуляр, который поменял местами субъектов взаимодействия. Сегодня органы местного самоуправления обязаны возить пачками в прокуратуру, даже не сами правовые акты, а их проекты. Причем по электронке эти проекты, как правило, не принимаются.
Все бы ничего, но главы получают административные наказания в виде штрафов за все: за не предоставление проекта, за не размещение в сети «Интернет» информации, за пыль на дорогах, за несанкционированные свалки и так далее и тому подобное.
К примеру - главе одного из северных поселений только за февраль-март этого года выписали штрафов на сумму 113 тысяч рублей.
Мало того, что на штрафы не хватает заработной платы, но и времени на исполнение полномочий тоже не остается: надо то туды, то в суды!
Понятно - без надзора любое растение может превратиться в сорняк. НО! Управление расходной частью местных бюджетов, практически, переходит к органам надзора и контроля.
В 2009 году вся муниципальная Россия участвовала в мониторинге минрегиона по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления. И только три месяца назад, 24 декабря, прошло совместное совещание Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства регионального развития с участием представителей муниципальных образований.
Слава Богу - диалог состоялся! Надеемся, что он получит продолжение в Томской области, и взаимодействие с прокуратурой и другими контрольно-надзорными органами будет строиться в одном фарватере. Их работа будет не сковывать работу муниципалитетов, а насыщать ее.
Совет открыт для обсуждения любых компромиссных схем.
С другой стороны, огромный поток просьб о правовой помощи в адрес Совета, особенно от сельских поселений, вызван отсутствием на местах ставок юристов. И конечно, один юрист Исполнительной дирекции, даже очень хороший, чисто физически не сможет оказать качественную помощь всем поселениям. Хотя проблемы и требования, как правило, однотипные.
Решать эту ситуацию, на наш взгляд, можно в трех направлениях:
Первое - осуществлять защиту прав и интересов поселений юридической службой Совета на условиях аутсорсинга. Это позволит взять дополнительно хотя бы еще одного высококвалифицированного юриста.
Второе - добиваться законодательного ограничения количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
И третье - повышать качество профессиональной деятельности и образования муниципальных служащих.
Уважаемые участники съезда!
В древнем Китае только врагу желали «жить в эпоху перемен». Мы же - не успеем осознать одну реформу, как попадаем в другую. Вот и муниципальная реформа, к сожалению, стала перманентной. Затянувшийся процесс постоянных корректировок законодательных актов, в центре и на местах, непредсказуемость «правил игры» усложняют все сферы деятельности муниципальных образований.
Но, как доказал Дарвин, в борьбе за существование выживают самые приспособленные организмы. И, раз уж нам приходится ежедневно испытывать на себе древнекитайское проклятье, мы должны в ускоренном темпе научиться управлять переменами.
К счастью, такие примеры в практике наших муниципальных образований есть:
- в Первомайском районе - где благоустройство и комфортность проживания становятся образом жизни сельчан, где внедряются новые формы и новые стимулы хозяйствования на селе.
- в Верхнекетском - где развивают индивидуальное строительство, внедряют новые технологии в лесоперерабатывающее предпринимательство;
- в Каргасокском - где ведется социально направленная инвестиционная политика;
- в Бакчарском - где привлекаются инвесторы, и ведется ускоренное строительство многоэтажного жилья по новой технологии;
- в Зырянском и Асиновском - где апробируют разные подходы к восстановлению эффективного рынка труда;
- в Стрежевом - где активно внедряются новые технологии в сфере муниципального хозяйства;
- и так далее.
Эти примеры только подтверждают, что развитие и затухание территории начинается с власти. А качество жизни населения напрямую зависит от качества управления.
И населению неважно - числом или умением местных чиновников будет достигнут результат. Но мы-то понимаем - можно запрячь в упряжку сразу 100 лошадей, но не факт, что они поскачут столь же резво и слаженно, как один современный автомобиль. Да и зачем? Не лучше ли доверить управление территорией гибким, восприимчивым к новым идеям, ответственным, квалифицированно подготовленным муниципальным кадрам.
Я не буду говорить, что в этом направлении делает Совет и органы государственной власти Томской области. Делают немало.
Но что настораживает и даже пугает?
Ответственные и профессиональные, в обучение которых мы вкладываем столько усилий, либо бросают все и уходят, либо ждут с нетерпением окончания срока полномочий. Остальные, в своем большинстве, тихо досиживают до предельного возраста. Их число становится критичным.
Муниципалитеты называют следующие причины:
Первая - нет достойной альтернативы. Резерв муниципальных кадров не стремится проявлять свои способности в деревне. А раз в затылок никто не дышит, пропадает стимул к обучению, к внедрению новых управленческих технологий и знаний. Не стимулирует и отсутствие перспективы профессионального роста у сельских муниципальных служащих.
С другой стороны, конкурс выпускников школ в вузах на получение профессии «начальника» не уменьшается, но система их подготовки пока не соответствует их амбициям. Трудоустроить новоиспеченного управленца можно разве что на младшие муниципальные должности.
На наш взгляд - готовить менеджера муниципального управления надо из молодых практиков - людей, которые на конкретной работе, по конкретной специальности проявили управленческие и другие свои лучшие способности.
Правда, у них должен быть достаточный стимул, чтобы сменить профессию.
К сожалению, оплата труда муниципальных служащих перестала быть стимулом. Она стала неадекватна предъявляемым требованиям, объему физических, умственных, эмоциональных затрат и нервных стрессов, ведущих к потере здоровья и, что очень печально, - лучших кадров.
Сидящие в зале могут вспомнить тот момент, когда в 1995 году закон Томской области «О муниципальной службе» установил, по тем временам, достойную зарплату. Что произошло? А произошло то, что опытные управленцы, ведущие специалисты и директора совхозов, школ, предприятий пришли работать в муниципалитеты. Это значительно укрепило престиж местной власти и доверие населения. После принятия в 2007 году нового закона, ежегодные поправки и требования сокращения управленческого аппарата и его удешевления, не только стремительно аннулируют этот стимул - важнейший для любого нормального человека, - но и приводят к оттоку наиболее квалифицированных и творческих кадров, снижают качество управленческой деятельности.
Кстати, подтверждено, что наименее коррумпированными являются команды высокооплачиваемых и квалифицированных управленцев.
Мы - не за то, чтобы «всем сестрам по серьгам». Мы - за стимулирующие надбавки, ориентированные на результат и инновационный подход.
Я по поручению Президиума Совета поднял этот вопрос, потому что знаю предвыборные настроения глав поселений - примерно 60 процентов не планируют идти на выборы. Конечно, «Свято место пусто не бывает». Будем надеяться, что придут перспективные и креативные. Но задержатся ли? И улучшится ли в краткосрочной перспективе качество муниципального управления?
Уважаемые коллеги!
Любые реформы и инновации осуществляются на конкретной территории. Традиционно, у нас считается, что для активизации инновационного развития необходимо увеличить финансирование инновационной деятельности. При этом, западные специалисты уверены, что основной вклад в добавленную стоимость вносят управленцы. Значит, инновационному развитию сельских территорий мешает не нехватка денег, а, в первую очередь, отсутствие в муниципалитетах грамотных специалистов по управлению проектами. В муниципальной практике почти не используются методы управления, которые дают хороший результат в коммерческом секторе. В частности, речь идет об использовании таких современных технологиях менеджмента, как аутсорсинг, бенчмаркинг и другие.
Главы 8-ми пилотных райцентров, которые в 2010 году участвовали в проекте Совета «Бенчмаркинг в муниципальном управлении», на себе ощутили, что называется, разницу проведения стажировок в формате - «съездить в гости» и в формате - серьезной технологии.
В этом году по отработанной методике Совет организует бенчмаркинг сразу нескольких групп. Что, на наш взгляд, повысит качество управления.
Для реального внедрения инноваций на местном уровне нужно готовить тех, кто будет все это делать.
Уважаемый Виктор Мельхиорович!
Чтобы муниципалитеты грамотно и системно занимались реализацией на местах собственных и региональных программ и проектов развития, Совет предлагает - разработать и принять региональную «Программу модернизации и развития местного самоуправления Томской области». Кроме кадровой составляющей, развития общественных институтов и общественного участия, мы предлагаем включить в программу блоки из всех многочисленных программ, проектов и конкурсов, в которых муниципалитеты, так или иначе, должны участвовать. Такая программа будет компактна, понятна, доступна муниципалам, не потребует дополнительного финансирования, а главное - станет для нас навигатором муниципальной политики в Томской области.
Такой опыт есть в Новгородской области.
Совет готов включиться в эту работу.
Уважаемые коллеги!
В июне отчетного года в помещении Совета прошла Интернет-конференция. Тема звучала так - «SELO 2.0: инновационные технологии развития сельских поселений».
Но дело даже не в том, что участники обсудили важную тему.
В течение 5 часов, без дополнительных затрат, используя только бытовую компьютерную программу и ноутбук, они общались в режиме on-lain с высокопрофессиональными экспертами из Москвы и других регионов России.
Глеб Тюрин вышел на связь из бурятского села. Прямо из своих московских и питерских кабинетов с участниками конференции общались: заслуженные деятели науки, разработчики крупных государственных сайтов, руководители общественных движений, специалисты по электронным услугам и венчурным инвестициям.
На конкретных примерах они показывали нам:
- как при помощи современных информационных технологий можно осуществить прорыв в гуманитарном развитии деревни;
- как использование технологий электронного правительства может улучшить работу органов муниципального управления;
- как Интернет-технологии могут решать проблемы занятости на селе, выводить сельский бизнес на новые рынки сбыта, обеспечить работой людей с ограниченными возможностями, а также дать доступ к современному образованию для жителей деревень.
Подобные Интернет-конференции, школа государственных блогеров, которые организует Совет, нацелены на то, чтобы муниципалы смогли ощутить ресурс качественно нового развития муниципальных образований - на основе активного освоения и применения современных информационных технологий, - ресурс формирования новой среды жизнедеятельности сельских территорий.
Принята федеральная программа - "Информационное общество", рассчитанная на период с 2011 по 2020 годы.
Идет реализация федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев на встрече со студентами сказал: «Должностные лица, чиновники должны обладать глубокими познаниями в области информационных технологий, Интернета, знать законы его развития, не бояться современных девайсов и современных приборов, уметь ими пользоваться".
Если смотреть правде в глаза, уважаемые коллеги, то у большинства руководителей наших муниципальных образований словосочетания - «IT-технологии», «электронный документооборот» - навевают уныние.
Вопрос обучения встает со всей остротой. И не только буковки на компьютере набирать и отправлять электронную почту. Пора сменить портфели и папки, набитые деловыми бумагами, на портативные ноутбуки!
У Совета есть большое желание - организовать индивидуальное обучения через участие в вебинарах. На апрельском Президиуме мы обязательно рассмотрим вопрос о создании для этих целей технических условий в конференц-зале Дома муниципалов.
И не важно, в каком поселении, и в каком кабинете вы будете находиться. Важно, чтобы там нормально работал Интернет. А если вы к своему компьютеру еще подключите микрофон и крошечную WEB- камеру, то будете не только видеть на экране иллюстрации и слышать голос выступающего, но и сможете полноправно участвовать в работе семинара, президиума, комиссии, или получать наглядные консультации. Минимизируем затраты, общаемся, получаем новые знания, актуальную информацию, осваиваем Интернет. И все это - одновременно.
Но, еще важнее, уважаемые коллеги, сделать так, чтобы желание искать информацию, общаться с нами в электронном режиме, появилось у нашего населения.
Сайты органов местного самоуправления - это и есть то, с чем люди сталкиваются, когда речь заходит об электронном правительстве.
В прошлом году стартовал новый ежегодный конкурс Совета - «Лучший сайт органа местного самоуправления муниципальных образований Томской области». Оценивали конкурсные сайты по бальной системе независимые эксперты из разных сфер деятельности.
Я хочу зачитать из письма одного эксперта несколько цитат:
Первая:
- Ни на одном сайте муниципалитета нет ежедневного обновления информации. Это значит, что за новостями к ним никто ходить не будет.
Вторая:
- на некоторых муниципальных сайтах нет обратной связи. Кое-где есть окошечко «вписать свой вопрос администрации», но нет перечня заданных вопросов и полученных ответов. А это, знаете ли, не стимулирует ничего спрашивать.
Третья:
- Основная функция муниципальных сайтов - облегчить жизнь горожанам и селянам. Через сайт я могу узнать:
- кто ответственен за уборку снега или мусора на такой-то улице?
- где находится санитарная инспекция?
- есть ли в поселке вакантные рабочие места на лесопилке?
- сколько людей стоит в очереди на место в детсад?
И масса подобных вопросов, которые в нашем случае остаются без ответа. Через муниципальный сайт надо записывать народ в районные библиотеки, продавать билеты на автобус до Томска и принимать налоговые декларации.
Чтобы сделать электронное правительство, надо сделать сначала нормальное муниципальное управление.
И последняя цитата:
-Ещё Пётр Первый хотел, чтобы у нас корабли и дома были, как в Голландии, а порядки остались, как в Азии с её чинопочитанием. Вот и ныне - компьютеры и Интернет у нас, как в Америке, а без предварительной записи к начальству, как в старорежимные времена, ни один вопрос не решишь.
Как видите, уважаемые коллеги, претензий к сайтам много.
Главная - мы не умеем общаться с людьми в информационном пространстве. Не умеем создать привлекательный образ территории и власти.
Для обучения этому тонкому делу Совет начал реализацию Проекта «Информация - ресурс развития территории».
И, тем не менее, запросы по Интернету о предоставлении справок, выписок и прочих документов, электронная очередь в детские сады, электронные медицинские карты и запись на прием - все это начинает воплощаться в жизнь. Проблемы, конечно есть. По этому вопросу у нас заявлен выступающий.
Я же, обращаю Ваше внимание, что в течение 2-х лет все муниципальные услуги должны быть переведены в электронный вид. Начинкой служат регламенты услуг. Пока эта работа велась на уровне городских округов и муниципальных районов. Подошла очередь и сельских поселений.
Хочу вам напомнить, что в течение 2009 года Исполнительная дирекция вела в 7-ми пилотных поселениях проект - «Внедрение международной системы менеджмента качества».
В результате, используя международные подходы, были регламентированы 28 муниципальных услуг, которые оказывают поселения. Определены 24 измеряемых показателя оценки их качества.
Прокуратура Томского района дала положительную оценку регламентации услуг в пилотном - Зоркальцевском - поселении Томского района. Кроме того, после областного семинара для управляющих делами на базе пилотного - Новокусковского поселения Асиновского района - в Совет поступили многочисленные просьбы продолжить проект с участием других поселений.
Мы планируем возобновить эту работу на уровне тренингов и консультаций. Но поселения должны понять, что просто «списать» документы не получится. Это, как правила дорожного движения, - для всех единые, но организация движения в каждом населенном пункте выстраивается в соответствии с его потребностями и особенностями.
Уважаемые коллеги!
Эффективность взаимодействия с населением становится одним из квалификационных требований к работникам органов муниципального управления. От деклараций этот важнейший вопрос начал перемещаться в сферу программных документов всех уровней власти.
В отчетном году Совет провел мониторинг по теме: «Взаимодействие органов местного самоуправления Томской области с населением, общественными формированиями, практика поддержки местной властью общественных инициатив».
Мы собрали большой объем информации о проведенных с муниципальной общественностью мероприятиях, общественно-политических акциях, встречах, слушаниях, собраниях и сходах.
И это правда. В муниципальных образованиях, действительно, образуются патриотические и молодежные клубы, молодежные советы и парламенты, экологические движения, органы ТОС, ТСЖ и некоммерческие объединения. Стали традиционными - дни сел, дни предпринимателя, ярмарки, чествования заслуженных и инициативных жителей территорий. Созданы и работают советы общественности, советы сел, уличные комитеты, штабы и комиссии разной направленности.
Но вопрос в том, каким образом местная власть стимулирует жителей к участию в решении собственных проблем? И готово ли само население брать на себя ответственность? Этот процесс пока идет бессистемно и чрезвычайно неравномерно в разных муниципальных образованиях области.
К примеру, конкурсное предоставление муниципальных грантов для стимулирования инициатив населения и общественных организаций результативно используют только городские округа - Томск, Стрежевой; районы - Колпашевский и Кривошеинский.
Практика социального партнерства власти и бизнеса активно нарабатывается в Асиновском, Первомайском, Молчановском, Каргасокском, Парабельском и Кожевниковском районах и в городских округах.
Результативная практика самообложения граждан наработана в Побединском поселении Шегарского района, идет процесс в Уртамском поселении Кожевниковского района.
Элементы софинансирования и личного участия населения в решении собственных проблем накапливаются в Итатском поселении Томского района и Подгорном Чаинского района.
Именно развитие инициатив населения и различных общественных структур - и есть путь вовлечения населения в самоуправленческий процесс, а через него - и в общеполитический демократический процесс в нашей стране.
Для активизации этого процесса в системе местного самоуправления Томской области нужны такие модели и механизмы, которые помогали бы местной власти стимулировать инициативу населения.
В мае отчетного года на заседании Совета по содействию развитию гражданского общества при Губернаторе Томской области я их называл.
К примеру:
- Нужна разработка и внедрение новых механизмов взаимодействия граждан с муниципальной властью. Это можно сделать через областные конкурсы и гранты для НКО, деятельность которых направлена на организацию и обучение общественности, создание «переговорных площадок, обучение муниципалов технологии «вовлечения населения» в процессы муниципального управления и т.д.
- Нужна система поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с общественностью. Может быть даже - включение показателей развития этой системы в национальную систему показателей эффективности работы муниципальных образований.
- Нужна более четко обозначенная позиция органов государственной власти области по этому вопросу в виде региональной программы или даже закона.
По итогам заседания Совета и поручений Губернатора в октябре 2010 года такой Закон - «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти Томской области» - принят. Но закон не работает, так как пока не приняты нормативные правовые акты по его реализации.
Предлагаем ускорить их принятие.
Муниципальные образования, как проблему, обозначали - что инициативные группы и общественные формирования, не имеющие статуса юридического лица, не могут участвовать в конкурсах на получение гранта. Совет муниципальных образований создал и зарегистрировал Фонд «Сибирский Инновационный Центр Общественного Развития». Теперь все инициативные проекты таких формирований на участие в конкурсах можно оформлять через этот фонд.
В июне прошлого года дан старт ежегодному областному конкурсу на звание «Самое благоустроенное муниципальное образование Томской области». На награждение победителей выделены приличные деньги - это эффективный стимул для муниципальных образований. Но надо сделать так, чтобы главы часть этих средств использовали для активизации населения в благоустроительных работах. Речь идет о проведении стимулирующих конкурсов.
Предлагаем определить критерии оценки участия населения в благоустройстве и включить их в показатели оценки номинантов областного конкурса.
Уважаемые коллеги!
В 2011 году произойдет одновременно несколько масштабных событий, и все, в той или иной степени, - на площадке местного самоуправления:
- реформа муниципальных и государственных бюджетных учреждений;
- ей сопутствует реформа системы оказания муниципальных и государственных услуг;
- в рамках антикоррупционного пакета предстоит освоение новой системы государственных и муниципальных закупок;
- с 1 июля 2011 года наступает период отчетности по практической реализации муниципальных программ энергосбережения. За точку отсчета взят 2009 год, и по отношению к его показателям муниципалитеты должны ежегодно снижать потребление энергоресурсов за счет энергосберегающих технологий;
- должна развернуться в этом году реформа муниципальной и региональной систем здравоохранения;
- существенные изменения претерпят общественные отношения, связанные с охраной общественного порядка, на территории муниципалитетов. С 1 марта этого года вступил в силу Федеральный закон «О полиции»;
- -идет процесс расширения участия политических партий в формировании местной власти;
- пройдут выборы депутатов законодательной власти федерального и регионального уровней.
С учетом перечисленных направлений деятельности, Президиум Совета определил основные проекты Ассоциации 2011 года и формат их исполнения. Насколько консолидированной и аргументированной будет наша общая позиция в реализации столь масштабных проектов и событий 2011 года, настолько весомее и качественнее будет результат.
Спасибо!